Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Грамотейка»
Планируемые результаты освоения Программы
Первый год обучения. Ребёнок к концу года должен уметь:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
-рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
-заучивать небольшие стихотворения.
- знать буквы русского алфавита.
Программа занятий
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет.
Основные задачи первого года обучения:
1.Развитие звуко – буквенного анализа.
2.Развитие фонематического восприятия.
3.Формирование первоначальных навыков чтения.
4. Подготовка руки ребенка к письму.
- Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твѐрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
-
Основные этапы и содержание работы:
-
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
- интонационное выделение заданного звука в слове;
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема);
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей.
- Знакомство с гласными звуками и буквами – А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слов
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными – Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твѐрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твѐрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелѐный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трѐх, четырѐх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника